Как научиться фехтованию на мечах?

Во все времена именно катана считалась  символом самурая. Катана — чисто гражданский вариант самурайского меча. Военный вариант самурайского меча назывался тати и никогда не применялся в гражданской жизни, хотя по сути,  является копией катаны.

Он подвешивался к поясу, а не за пояс, был менее остро заточен  и угол его заточки был больше, так как он был рассчитан на прорубание доспехов, где бритвенно острое лезвие катаны испортилось бы после нескольких ударов. Однако именно самурайский меч —  катана стала по праву символом самурая.

Фехтование с катанойФехтование на мечах: обучение с двуручным, полуторным и японским, уроки, как называется бой в Японии

Фехтование  c катаной претерпело достаточно изменений и улучшений, прежде чем достигло современного высочайшего уровня. Основной расцвет японского фехтования начался со времени периода Сэнгоку (яп. 戦国時代 сэнгоку дзидай «Эпоха воюющих провинций»)— период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века, когда власть сегуната ослабела и пошатнулась и япония вступила в период феодальных смут и междоусобных войн.

Эта эпоха закончилась только в XVII  веке с установлением сегуната Токугава. Именно в эпоху бесконечных войн всех со всеми и расцветает японское искусство фехтования катаной.

К этому времени, а точнее к  XVI веку относится образование старейшей фехтовальной школой Японии — Синкагэ-рю. Она считается древнейшей  школой фехтования с катаной в Японии, положившей начало современному искусству владения мечом.

Основоположник школы Синкагэ-рю — самурай Исэ-но-ками Нобуцуна сам был отличнейшим фехтовальщиком своего времени. Он лично прошел обучение в трех школах фехтования — нэн-рю, катори синто-рю и кагэ-рю.

Выбрав из этих школ самое лучшее, самое на тот момент прогрессивное и объединив их принципы в единое неделимое целое, Исэ-но-ками основал свою школу — Синкагэ-рю, которая и положила основы Кендзюцу — то есть фехтования с мечом в тогдашней Японии. За основу фехтования с катаной Исэ-но-ками взял приемы фехтования школы Кагэ-рю.

Основатель школы Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна прошёл обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэндзюцу — нэн-рю, катори синто-рю, Кагэ-рю. Исэ-но ками усовершенствовал технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю. Результатом стало создание школы синкагэ-рю.

Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Синкаге-рю была популярной вплоть  до времени реставрации Мэйдзи, когда начался ее упадок и забвение, продолжавшееся вплоть до 50-х годов 20 века, когда школа фактически возродилась и обрела второе дыхание.

Целью развития фехтования катаной было не только освоение умения владения и фехтования мечом, но и моральной составляющей воина. Одна из истин самурая гласила «Если я ударю мечом Мастера меча в тот момент, когда он любуется цветущей сакурой и не ожидает нападения, то даже Мастер меча, не имеющей себе равных в искусстве владения мечом не сможет отразить нападение (Сугавара).

Следовательно, моральный аспект фехтования катаной — это ударить ли подло в спину самурая, когда тот не готов к битве или нет. А технический момент — быть всегда готовым к битве, чтобы тебя не застали врасплох ни при каких обстоятельствах. И этим не попасть в постыдную ситуацию. Бой с мечом — это непрерывная концентрация тела, духа, и мысли.

«Большинство людей предпочитают смотреть в глаза противнику. В таком случае, глаза должны быть уже, чем обычно, но разум должен быть широк. Зрачки должны быть неподвижными.

Когда противник рядом, смотри так, как если бы глядел вдаль. И тогда сможешь видеть не только лицо противника, но и все его тело, что позволит предугадать любой атакующий выпад с его стороны…… В фехтовании можно позволить глазам выразить предельную решимость, но никогда не позволяй им выдать свой разум». (Миямото Мусаси).Фехтование на мечах: обучение с двуручным, полуторным и японским, уроки, как называется бой в Японии

Вообще,  в фехтовании катаной различались три типа стоек для нанесения ударов:  Дзедан  — позиция с высоко поднятым мечом, Чудан — позиция с мечом поднятым перед собой, и Гэдан — с мечом опущенным вниз.

Это основные типы стоек при фехтовании на мече. Бой с мечом  у самураев подразумевал использование всех трех типов стоек в связках одна с другой. Самих  основных ударов при фехтовании катаной насчитывается восемь, как и три основних защиты — верхняя, средняя и нижняя.

Читайте также:  В чем заключаются правила гандбола?

Разумеется, комбинаций всех ударов, защит и их вариаций может быть бесчисленное множество. Защита может иджи влево или вправо, из различных видов стойки, с разными углами выноса меча вперед. Равно как и ударов при атаке — бесчисленное множество.

Фехтование на мечах: обучение с двуручным, полуторным и японским, уроки, как называется бой в ЯпонииОснова успешного фехтования катаной — это правильное предугадывание действий противника и выбор комбинации ударов и защиты, блокирующих и нейтрализующих это действие. Для успешного предугадывания приема противника важно то, о чем писал Мусаси — видеть лицо противника и читать его разум, как раскрытую книгу.

То есть фехтование с катаной — это еще и искусство психологического подавления противника, искусство чтения его мыслей и действий, написанных в глазах, на  лице, мимике, жестах.

Школа фехтования Katana Club старается привить своим ученикам  сплав нового и старого  — старых техник фехтования с катаной  с использованием традиционных приемов Синкагэ-рю, и нового — приемов, для катаны, наработанных уже в 20 и 21 веках в Японии, США, Европе.

Такое соединение всего самого передового и отточенных веками традиций делает приемы фехтования с катаной Katana Club очень эффективными. Основной упор делается в Katana Club на универсальность приемов, как для длинного меча — катаны, нодати, так и для более коротких, одноручных мечей — вакидзаси, и для ножей — танто.Фехтование на мечах: обучение с двуручным, полуторным и японским, уроки, как называется бой в Японии

Именно универсальность движений и приемов позволяет нарабатывать крайне эффективную тактику боя — не важно, какое у вас оружие, важно то, как ты им пользуешься и как проводишь защиту и атаку.

Ученику не приходится разрываться между техникой для ножа, короткого меча (мачете) саблей, или длинным мечом — катаной, нодати, или даже европейским полуторником. Одна и та же техника для внешне разного оружия  и механика доводят его мышечную память до совершенства, разумеется, есть и отличия в приемах. Но сама основа остается одинаковой.

Фехтование на мечах: обучение с двуручным, полуторным и японским, уроки, как называется бой в ЯпонииОдна мышечная память  для разных видов оружия, изучаемая и применяемая на уроках фехтования позволяет в короткие сроки стать эффективным бойцом на разном оружии, в то время как в обычных фехтовальных школах на это уходят долгие годы тренировок.

Иайдо — искусство мгновенного удара катаной

«Мгновенное убийство» — это умение быстро обнажить меч для нанесения удара, при возникновении опасности. В этом боевом искусстве нет защиты, как в кэндо: шлема, защитного жилета и перчаток.

Предшественником этого боевого искусства было иайдзюцу, которому обучались все самураи. В этой дисциплине существовало 2 основных идеи. Ученик должен был тренироваться с настоящим мечом, не боясь травмировать своего соперника или наставника.

Также ученик должен был научиться мгновенно действовать в ситуациях, когда нужно было резко перейти в атаку или защиту без применения меча. Поэтому иайдзюцу можно рассматривать как дополнение к искусству фехтования на мечах.

Сейчас в наше время фехтование мечом уже не применяется в реальной жизни и изучается достаточно небольшим количеством любителей кэндзюцу. Среди этих людей можно выделить несколько групп.

Первые тренируются в обучении эффективно доставать меч из ножен, другие рассматривают это искусство как возможность постичь себя и свое тело, а японский меч в этом процессе самопознания играет лишь дополнительную роль.

Занимаясь иайдо, каждый сам может определить, что в этом искусстве является для него главным.

Иайдо переводится с японского языка как путь моментального удара мечом, быстрого обезвреживания соперника и возвращения меча в ножны. Обучающийся иайдо должен контролировать в первую очередь себя, а не противника. При изучении этой дисциплины ученик тренируется в представляемых им боях с противником, которого фактически нет.

В арсенале средств обучения есть упражнения, позволяющие поражать как одного, так и нескольких противников, вести рукопашный бой с соперниками с применением специального меча для тренировок. Каждый бой ведется с боевым мечом, первоначально вложенном в ножны.

Основными качествами, необходимыми в иайдо являются умение полностью сконцентрироваться, а также хорошее воображение. Для победы в бою нужно постоянно сохранять правильное положение тела, совершать нужные движения, качественно использовать секретные приемы по захвату рукояти меча, а также прицельно наносить удары.

Читайте также:  Как называется прыжок в фигурном катании?

Ученик проходит обучение различным вариантам проведения боя, который начинается с резкой атаки, где движения происходят быстрее любых действий противника. Каждое движение имеет свое значение, техники, применяемые в бою, просты, но на тренировках необходима вся их сила, не только физическая, но и умственная.

За многовековую историю иайдо много раз передавалось из поколения в поколение, практически не меняясь в главном — знающие иайдо могут отклонить нападение и неожиданно напасть первыми.

Стиль «мусо дзикидэн эйсин» — это один из наиболее популярных стилей иайдо в Японии. Он был основан в 16 веке Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото-но Сигэнобу, который считается основателем и всего иайдо. Существует множество легенд и историй о его жизни, однако фактических событий о нем известно не так много.

Его жизнь окутывает множество тайн и легенд, доподлинно известно немногое. Он вырос в сложной обстановке феодальных распрей. В детстве переехав в округ Ямагата, он начал изучать различные единоборства.

Встав на путь физического и духовного совершенства, Хаясидзаки старался путем медитации и чтения молитв создать самый эффективный метод использования меча катаны в бою. В течение жизни он создал боевой стиль применения катаны, называющийся «симмэй мусо рю» («вдохновленный божественно, не имеющий равных»).

Иайдо, созданное Хиясидзаки, распространялось под разными именами. Его стиль стал базой для двух самых популярных стилей, сейчас известных всем как эйсин рю и мусо синдэн рю.

С 16 века многие сотни лет иайдо подвергалось переменам, образовывало новые течения благодаря различным наставникам, обучающих своих учеников. Но, с учетом появления различных техник и тактик, эйсин рю — это стабильная неменяющаяся база, которая обеспечило развитие иайдо со времен средневековья до нынешнего дня.

Сейчас больше десяти признанных не только на родине, но и по всему миру учителей продолжают совершенствовать обучение как в стиле эйсин рю-иайдзюцу, так и в стиле мусо синдэн рю иайдо.

На сегодняшний момент даже в одном направлении существуют разногласия по поводу его главы, но у поклонников этого боевого искусства имеются все возможности тренироваться у всемирно известных японских учителей.

В 70-х годах прошлого века после многолетнего перерыва в СССР вновь начинают открываться школы джиу-джитсу, кобудо и иайдзюцу. В СССР была получена аккредитация первого представительства организаций Японии, обучающих искусству иайдзюцу и иайдо. Позже данную аккредитацию подтвердили в 2009 году, когда иайдзюцу и иайдо получили в России вторую жизнь.

Сейчас практически по всей России имеется значительное количество мастеров и наставников, имеющих постоянную связь со знаменитыми мастерами Японии, преподающими различные стили и школы иайдзюцу, иайдо. Много мастеров, которые занимаются обучением искусству владения мечом, имеют персональные полномочия от разных школ и стилей своих учителей из Японии.

Многие специалисты, занимающиеся иайдо в России, постоянно стажируются и сдают экзамены в Японии, а также приглашают японских мастеров владения мечом на разнообразные мероприятия в России, что привлекает интерес к этому боевому искусству и помогает в дальнейшем его развитию. Среди спортсменов, участвующих в чемпионатах по иайдо, имеется немало представителей России.

Часто, в клубах иайдо преподается не самостоятельно, а вместе с техниками других единоборств: джиу-джитсу, каратэ, айкидо, что, впрочем, практикуется и в самой Японии.

Кэндзюцу

Фехтование на мечах: обучение с двуручным, полуторным и японским, уроки, как называется бой в Японии

Кэндзюцу – древнее японское боевое искусство владения мечом. В переводе с японского означает — «искусство меча» (剣術,). Кэндзюцу отличается от Кендо, делающего упор на совершенствование духа через практику боевого искусства, тем, что в Кэндзюцу главная роль отводится технике (искусству) боя – «Дзюцу».

Кэндзюцу возникло более 1200 лет назад в древней Японии в период выделения воинских кланов в японском обществе. Тренировки Кэндзюцу проходят с применением деревянных мечей – боккэнов, а наиболее распространенным способом изучения движений являются Ката – комплексы формальных упражнений.

Читайте также:  Что такое федерация дзюдо?

Для Кэндзюцу характерны стили фехтования с длинным мечом, коротким мечом, а также двумя мечами. Одним из первых мастеров практиковавших фехтование двумя мечами был великий Мусаси Миямото, автор философского трактата «Книга пяти колец».

Фехтование на мечах: обучение с двуручным, полуторным и японским, уроки, как называется бой в Японии

Основой техники боевого искусства является работа с мечом, уже вынутым из ножен, чем обусловлена жесткая и агрессивная техника стиля, направленная на демонстрацию силы и психологическое подавление противника.

Помимо практики использования меча, для Кэндзюцу характерны и другие виды оружия, такие, как алебарда, копье, шест, а также техника боя без оружия.

В древности боевое искусство предполагало использование доспех, в связи с чем, техника формироваться таким образом, чтобы в процессе боя находить уязвимые места в доспехах, так называемые «щели», и наносить по ним удары.

К концу 15 — началу 16 веков в Японии существовало достаточно большое количество школ Кендзюцу, которые отличались приемами и базовыми стойками. Однако основных приемов в каждой школе было не более 15, что, по общему мнению, было вполне достаточным для победы в любом поединке.

Фехтование на мечах: обучение с двуручным, полуторным и японским, уроки, как называется бой в Японии

В Книге пяти колец Мусаси Миямото пишет о Пяти положениях меча и Пять подходах, необходимых для овладения стратегией победы, с помощью которых можно побеждать противника, разгадывая его намерения. Пять положений меча, по словам Мусаси Миямото таковы: верхнее, среднее, нижнее, правостороннее, левостороннее.

Положение меча всегда принадлежит к одной из этих пяти категорий. Кроме этих пяти, никаких других положений не существует. Единственный смысл каждого положения в том, чтобы сразить врага. В каком бы положении вы ни находились, не думайте о положении, а лишь о том, как нанести удар.

Пять подходов, описанные Мусаси Миямото это:

  1. Первый подход — говорил мастер, — это среднее положение. Встречайте врага, направив конец меча ему в лицо. Если он атакует, парируйте его меч вправо и «прокатитесь» по нему. Или если враг атакует, отразите конец его меча, ударяя по мечу вниз. Затем задержите ваш длинный меч в этом месте, и когда враг возобновит атаку, нанесите ему удар по руке снизу.
  2. При использовании второго подхода, когда противник атакует, ударьте его длинным мечом из верхнего положения. Если противнику удастся избежать удара, оставьте меч там, где он оказался, и когда противник возобновит атаку, нанесите ему удар снизу вверх. Этот удар можно повторить несколько раз. Этот метод допускает вариации в выборе времени. Вы сможете понять их, если будете тренироваться по методике школы Ити. Овладев техникой этой школы, вы сможете побеждать при использовании любого из пяти подходов. Вы должны тренироваться настойчиво.
  3. При третьем подходе займите нижнее положение, готовясь нанести удар снизу. Когда враг атакует, нанесите ему удар снизу. Когда вы делаете это, противник может попытаться выбить меч из ваших рук. В этом случае нанесите ему горизонтальный удар по верхней части рук. Таким образом, из нижнего положения вы поражаете противника в то самое мгновение, когда он атакует.
  4. При четвертом подходе займите левостороннее положение. Когда враг атакует, нанесите ему удар по рукам снизу. Когда вы будете наносить этот удар, он попытается выбить меч у вас из рук и, возможно, ударить вас по рукам. В этом случае парируйте его удар и нанесите удар из-за плеча. Таков Путь длинного меча. Используя этот метод, вы победите, отразив атаку противника. Вы должны обратить внимание на эту возможность.
  5. При пятом подходе меч вначале находится в правостороннем положении. Отвечая на атаку врага, перемещайте меч снизу через сторону в верхнее положение, а затем наносите удар сверху.

Этот метод очень важен для правильного понимания Пути длинного меча. Если вы пользуетесь этим методом, значит, вы можете свободно обращаться с тяжелым длинным мечом.

Фехтование на мечах: обучение с двуручным, полуторным и японским, уроки, как называется бой в Японии

Мусаси Миямото также говорит о невозможности детального описания пяти подходов и указывает главные условия практики:

  • обретение гармонии с мечом;
  • изучение координации движений на всех уровнях;
  • практической отработки каждого из пяти подходов и пяти положений.
Ссылка на основную публикацию